Люминесцентные лампы в больших количествах используются в промышленных условиях. Но не все потребители осознают, что такой осветительный прибор несет большую опасность для окружающей среды. Это связано с наличием ртутных паров внутри изделия. А при неправильном обращении, ртуть становится ядом для человека. Поэтому, хранение люминесцентных ламп, на всех складах заводах и предприятиях, должно проводиться согласно специально изданному приказу. В документе прописано, что все типы люминесцентных ламп необходимо хранить в специализированных условиях.
Требования к помещению для хранения ламп
Для хранения люминесцентных ламп необходимо выделить отдельное помещение. Склад оборудуют соответственно следующим нормам:
- Строение должно располагаться вдали жилых домов, офисов и предприятий.
- В качестве склада используются только одноэтажное помещение с крепкой крышей, которая предотвратит намокание приборов.
- В помещении нужно оборудовать специальные емкости для хранения ламп.
- В месте хранения, необходимо обеспечить мощную вентиляцию.
- Уровень света в помещении зависит от того, где хранятся осветительные приборы. Если они лежат на стеллажах, освещение составляет 200 люксов и больше. При напольном хранении, допустимо около 50 люксов.
- Складские полы обрабатываются водонепроницаемым средством. Это не даст ртути выйти за пределы склада, при утечке.
- На складе обязательно должна быть марганцовка и десятилитровая емкость с водой. При необходимости, раствор марганцовки поможет тщательно и быстро убрать следы ртути.
Правильное хранение ламп
Главное условие правильного хранения люминесцентных ламп – максимальная герметизация тары и помещения. Это очень важное правило, ведь даже один разбитый прибор, может привести к серьезному отравлению.
Инструкция по хранению:
- Лампы нужно хранить в металлической таре. Запрещается размещать приборы в картонных коробках или на открытой земле.
- Раскладываются элементы по нескольким ящикам, сортируя по форме, размеру и целостности прибора.
- Чтобы избежать повреждений, не стоит складывать в один ящик больше тридцати изделий. Каждое следует обернуть в картонные кожухи и расположить в вертикальном положении.
- Использованные приборы нельзя хранить больше шести месяцев.
- Разбитые, предназначенные для утилизации, необходимо держать в металлической емкости, обработанной раствором марганцовки.
- На каждом ящике для хранения, указывается полная информация о наполнении, количестве приборов и классификация предполагаемой опасности.
- В помещении для хранения отработанных ламп запрещено употреблять пищу и курить.
- Комнаты где находятся лампы, могут посещать люди старше восемнадцати лет. Перед работой, в обязательном порядке, проводится инструктаж по технике безопасности.
- Доступ в помещение закрыт для посторонних лиц.
Хранение подобных приборов на предприятиях руководится законопроектом СанПин 2.3.7.029—99. Согласно этому закону, на предприятии должна вестись учетная документация по хранению ламп.
Ответственный за хранение обязан фиксировать в прошитом и пронумерованном журнале такую информацию:
- количество, виды и характеристики приборов;
- численность поврежденных приборов;
- поступление новых изделий;
- передача приборов на утилизацию;
- перечень особ, которые имеют допуск к приему или отправке ламп.
Важно! Нарушение правил хранения люминесцентных ламп, предусматривает административное или уголовное наказание и облагается крупными штрафами.
При повреждении необходимо:
- эвакуировать персонал и хорошо проветрить помещение;
- собрать ртуть с помощью раствора марганцовки, йода или препарата, который содержит хлор;
- собранную ртуть поместить в стеклянную банку и плотно закрыть (емкость хранится в таких условиях, как и отработанные лампы).
Соблюдая все требования, даже такие опасные осветительные приборы, не смогут навредить здоровью человека.
Утилизация ламп на предприятии
Утилизация ртутьсодержащих лампочек – это обязательная процедура, которой занимаются специализированные предприятия по переработке опасных отходов. При выборе такой организации необходимо проверить наличие лицензии. Утилизация опасных отходов предусматривает заключение договора.
В договоре должны присутствовать такие пункты:
- наименование и характеристики ламп;
- уровень их опасности;
- количество изделий, которые необходимо переработать;
- местонахождение склада с опасными отходами;
- как часто нужно проводить утилизацию;
- условия погрузки и перевозки.
Важно! Передача ламп для утилизации, фиксируется в двухстороннем акте.
При хранении люминесцентных ламп необходимо строго соблюдать правила СанПин. А значит, обеспечить специальное помещение и необходимые условия. Ведь хранение и утилизация таких приборов является серьезным процессом, который подлежит строгому учету.