Как хранить аккумулятор: заряженным или разряженным

Автор статьи
Наталья Семенова
Только тот, кто моет пол, знает, как надо вытирать ноги.
Написано статей
160

В нашей стране многие не пользуются автомобилем зимой в силу различных причин. Машина ставится в гараж примерно в октябре и выезжает, когда растает снег. Простой составляет около полугода. Для автомобиля это не страшно. Но длительный период бездействия может оказаться губительным для “сердца” автомобиля – аккумулятора. Из-за неправильного хранения начинается сульфатация и осыпание активной массы. Так как хранить аккумулятор зимой, чтобы весной и летом не возникло с ним проблем?

Разновидности аккумуляторов

Современные аккумуляторы заметно отличаются от старых. Во-первых, это связано с необходимостью обслуживания.

Со старых АКБ перед зимовкой сливали электролит, потом доливали, добавляли дистиллированную воду. Было довольно проблематично. Именно старые обслуживаемые аккумуляторные батареи и называют “сухозаряженными” или сухими. Это название связано с тем, что хранили их на складах без электролита, без залитой жидкости, т. е. “сухими”. Они могли лежать так несколько лет, не теряя работоспособности, если соблюдались все условия хранения. Однако сейчас такие аккумуляторы встречаются все реже.

В современные АКБ уже залит электролит, а сама “коробка” запечатана. Таким образом, владельцу не приходится задумывать об обслуживании: подливать электролит, сливать на зиму, использовать прочие добавки и т. д. Уже все залито и готово к использованию. Именно поэтому современные аккумуляторы называют “мокрыми”, т. е. заправленными. Однако они более требовательны к условиям хранения.

Современные АКБ рекомендуется хранить заряженными, т. к. при падении напряжения ниже 12 В может начаться сульфатация. Также необходимо контролировать электролит (это можно определить, не распечатывая коробку, по специальному зеленому глазку). Также длительный простой приводит к оседанию серной кислоты, что отрицательно сказывается на работе аккумулятора.

Внимание! При приобретении АКБ нужно убедиться, что она произведена недавно (не старше нескольких месяцев) и хранилась в правильных условиях. Чем новее устройство, тем выше вероятность того, что оно не будет повреждено или выведено из строя неправильным хранением.

Подготовка к хранению

Правильная подготовка одно из основных условий хранения аккумуляторов. Всего нужно выполнить 4 операции:

  1. Снять аккумулятор с машины. Крайне не рекомендуется оставлять его в автомобиле. В крайнем случае, нужно хотя бы отсоединить клеммы.
  2. Очистить коробку аккумулятора. Это обязательный этап. Пластиковая поверхность после сезона езды на автомобиле обычно очень грязная. На коробке скапливается пыль, окисления, брызги и капли от заливаемых жидкостей (тосол, антифриз, омыватель для стекол и пр.), в некоторых случаях обнаруживается масло. Эти жидкости могут оказаться проводниками между клеммами. По этим «мостикам» ток будет уходить, что приведет к катастрофическому разряду АКБ или даже замыканию.
  3. Проверить уровень и плотность электролита. Для новых батарей определяющими станут показатели зеленого глазка. Нужно сравнить с таблицей. Для обслуживаемых – показания ареометра. В норме плотность электролита составляет 1,28 г/см3.
  4. Проверить уровень заряда аккумуляторной батареи. Нормальный показатель 12,4-12,7В. Если он равен 12В и меньше, то нужно обязательно зарядить АКБ.
  5. Обработать клеммы специальной технической смазкой, которая будет защищать их от окисления при контакте с воздухом. Для этой цели подойдет литол или технический вазелин.

Каким должен быть аккумулятор во время простоя: заряженным или разряженным?

Если речь идет о необслуживаемом аккумуляторе, то перед хранением его заряжать обязательно. И храниться он должен на полном заряде. Если это не так, то начинается сульфатация пластин. Чем ниже заряд батареи, тем активнее идет этот процесс. В результате емкость АКБ снижается на 10-20%. Если процесс хранения в разряженном состоянии затягивается, то пластины покрываются сульфатами практически полностью. Из-за малой активной поверхности пластин аккумулятор не может в полной мере сохранять токи быстро выходит из строя.

Если после падения заряда аккумулятор в скором времени зарядить, то есть возможность провести десульфатацию. Но процент восстановления в этом случае будет намного ниже, чем потери.

Обслуживаемые батареи хранятся по-другому. Перед длительным простоем электролит сливают, а сами батареи промывают дистиллированной водой и заливают борной кислотой. В результате на клеммах напряжение практически отсутствует. Но и электролита нет, поэтому процесс сульфатации не начинается. В таком виде АКБ могут храниться длительное время. Перед началом эксплуатации борную кислоту выливают, заполняют батарею электролитом и ставят заряжаться. Примерно через час аккумулятор готов к использованию.

Условия хранения

Правильные условия хранения аккумуляторной батареи также играют немалую роль в поддержании рабочего состояния устройства. Место, где АКБ проведет зиму, должно отвечать следующим требованиям:

  1. Температурный режим. Оптимальные показатели от +10 до +15 градусов. Если столбик термометра опустится ниже, то батарея разрядится в несколько раз быстрее. Чрезмерное тепло способствует сульфатации пластин, что вызывает уменьшение емкости аккумулятора. Также в тепле устройство разряжается быстрее.
  2. Невысокий уровень влажности. От сырости между клеммами образуются микромостики, что также приведет к быстрому разряду. При намокании аккумулятор может замкнуть, и он полностью выйдет из строя.
  3. Хорошая вентиляция или регулярные проветривания послужат профилактикой многих проблем: появления плесени или грибка на поверхности коробки, заселения насекомых и т. д.
  4. Темнота. На корпус аккумулятора не должны попадать прямые солнечные лучи. От этого пластиковый корпус быстрее стареет, начинает крошиться, становится хрупким и ломким. Любое неосторожное движение может привести к появлению трещины или скола на корпусе. В результате все устройство намного быстрее выходит из строя.
  5. Горизонтальное положение. АКБ должна стоять строго горизонтально, ровно. Нельзя ее храниить в наклонном состоянии, вертикально или на боку. Это отрицательно сказывается на состоянии электролита и свинцовых пластин.
  6. Вдали от источников тепла: обогревателей, радиаторов отопления и плит. Высокая температура стимулирует процесс сульфатации.
  7. Регулярная проверка уровня заряда. Проверять, в каком состоянии батарея рекомендуется раз в 1-2 месяца. При необходимости устройство заряжают.

Итак, где же можно поставить аккумулятор? Сарай, погреб или подвал не подходят – там слишком влажно. В квартире – тепло. Оптимальным местом станет отапливаемый гараж, кладовка на лестничной площадке или тамбур, а также застекленный теплый балкон. Прежде, чем ставить аккумулятор в какое-либо место, нужно проверить, отвечает ли оно всем требованиям. Тогда батарея прослужит долго.

Как долго хранятся аккумуляторы без подзарядки

Любую АКБ периодически нужно подзаряжать, даже во время простоя. Периодичность зависит от типа устройства, от того, что находится внутри. Ну и от скорости разряда, само собой, т. к. по мере эксплуатации емкость аккумулятора снижается, и он начинает требовать более частой зарядки.

Выделяют 3 типа аккумуляторов:

  • малосурьмянистые;
  • гибридные;
  • кальциевые.

Первые известны больше остальных и используются большинством автолюбителей. Это привычные всем свинцовые устройства. Для них характерно невысокое количество сурьмы – до 3%, высокое потребление воды. Как правило, максимальный срок хранения аккумулятора без подзаряда не превышает 3 месяцев.

Гибридные содержат около 1,5% сурьмы и примерно столько же кадмия. Благодаря такому сплаву и добавлению специальных примесей снижается потребление воды вдвое. Срок удержания заряда также повышается практически в 2 раза – до 5 месяцев.

Кальциевые дольше всех удерживают заряд. Самые современные и технологичные из них могут обходиться без подзарядки около года. Минимальный срок – 8 месяцев.

Однако, даже имея самую высокотехнологичную аккумуляторную батарею, расслабляться не стоит, т. к. неправильное хранение одинаково губительно для всех АКБ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Комментариев: 1
  1. Виктор

    Я периодически подзаряжаю аккумулятор, который пока стоит без дела. Если этого не делать, аккумулятор испортится.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector